Город
основан в 1778 г. по Указу императрицы Екатерины в связи с переселением на берега
Азовского моря выходцев из Крыма, в основном греков. Уже в 1782 г. в Бердянске,
ставшем уездным городом Азовской губернии, числилось 2948 жителей. С конца
XYIII до середины XIX века в Бердянске развивались главным образом мелкие кустарные
предприятия: кожевенные, салотопные заводы, кузнечные, бондарные и другие мастерские.
Большие доходы мариупольским купцам и мещанам приносили рыбозаводы. Соленую и
вяленую рыбу вывозили с берегов Азовья во многие города страны. На кирпичных,
черепичных и известковых заводах из местного сырья изготовлялись строительные
материалы. В конце XYШ века Бердянскь становится значительным торговым центром.
Растет роль внешней торговли. В 1800 г. здесь открывается таможенная застава,
а в 1809 г. - портовое управление. В 1888 г. была проведена железная дорога,
связывающая Бердянск с центральными районами Донбасса. В 1889 г. первые суда
принял новый морской порт. Близость Бердянск к донецкому углю, керченским
железным рудам и наличие удобного морского порта явились главными условиями зарождения
в городе крупной промышленности. В 1896 г. русские и иностранные предприниматели
организовали Никополь-Бердянскьское горное и металлургическое общество, построившее
в 7 км от города металлургический завод. В 1897-1899 гг. бельгийское акционерное
общество "Русский Провиданс" построило второй металлургический завод
для производства железнодорожных рельсов. Вместе эти два завода стали крупнейшими
поставщиками чугуна, стали проката и составили значительный удельный вес в общем
балансе страны. В 20-е годы на базе заводов Никополь и Провиданс был создан
один из крупнейших ныне в стране металлургический комбинат им. Ильича. В
конце XIX века в Бердянске, кроме металлургических, действовали заводы сельскохозяйственного
машиностроения, чугунолитейный, шесть кожевенных, 27 кирпично-черепичных, а также
макаронная фабрика и паровая мельница. В 1930 г. было принято решение о
строительстве в Бердянске завода "Азовсталь". 11 августа 1933 г. вступила
в строй первая азовстальская доменная печь. Одновременно сооружались коксохимический
завод и завод металлоконструкций. В 1929 г. началось строительство консервного
завода. Механические мастерские порта были преобразованы в судоремонтный завод.
Экономическое развитие города сопровождалось бурным ростом населения. К
1941 г. перед началом войны население города увеличилось до 241,1 тыс. чел. Во
время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) городу был нанесен значительный
ущерб. Были разрушены все предприятия, железнодорожное хозяйство, водохранилища,
водопроводная, канализационная сеть, трамвайные пути, мосты, 32% жилищного фонда. В
послевоенные годы городское хозяйство и промышленность города были не только восстановлены,
но и увеличили свою мощность. На предприятиях тяжелой индустрии построены
крупные прокатные станы, трубосварочные цехи, мощные мартеновские печи, другие
производства. На территории порта сооружены новые торговые и пассажирские причалы,
расширен грузооборот порта. Создано Азовское морское пароходство. Получила развитие
социальная сфера города. Сформирован крупный научный потенциал. С 1948 по
1988 г. город носил название Жданов. В 1989 г. городу было возвращено его историческое
имя Бердянск. В 2003 г. Бердянск отметил свое 225-летие. |